RapiraZ
Пользователь
- Регистрация
- 13.09.15
- Сообщения
- 78
- Реакции
- 44
- Баллы
- 8
В этом кратком словарике я дам определение нескольким ключевым понятиям, ведь люди часто вкладывают в значение того или иного слова свой собственный смысл, что является косвенной причиной зарождения непонимания, появлению глупых, иногда даже тупых, вопросов.
Первые финансовые пирамиды появились вместе с появлением первых акционерных сообществ, т. е. вскоре после колонизации Нового Света.
Миссисипская компания и Компания Южных Морей появились в начале восемнадцатого века, обе эксплуатировали среди инвесторов легенду про извлечение сверхприбылей из торговых операций/эксплуатирования природных богатств Нового Света (Америка). Обе компании использовали передовые СМИ (на тот момент это были газеты) для положительного освещения своей деятельности, биржевая оценка акций обоих компаний в разы превышала их действительную стоимость и, самое главное, ни одна компания изначально не могла достичь заявленной доходности.
Просуществовав недолгое время эти организации привлекли огромные по тем временам суммы, оставив ни с чем невиданное по тем временам количество людей.
Это были первые финансовые пирамиды. Да, подобные мошеннические предприятия существовали и ранее, но именно эти имели тот размах и те черты, которые до сих пор свойственны большинству подобных организаций:
Выше был описан классический метод организации финансовой пирамиды, когда приток вкладов формируется за счет продажи ценных бумаг (реальная стоимость которым ничем, как правило, не обеспечена). Но он не является единственным. За примером обратимся к Царкой Роиссе, где математиком Я. Перельманом был описан случай, названный "лавиной дешевых велосипедов", ставший прообразом таких относительно современных финансовых пирамид как "MoneyTrain"/"NewPro".
В одной провинциальной газете было размещено следующее объявление: "Велосипед за 10 рублей! Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только 10 рублей. Пользуйтесь редким случаем. ВMECTO 50 РУБЛЕЙ — 10 РУБ." (Ничего не напоминает?).
Условия "акции" были примерно таковы, что за 10 рублей высылался не велосипед, а четыре билета, которых необходимо было продать своим знакомым за 10 рублей каждый. После чего собранные 40 рубликов необходимо было отправить фирме, которая в скором времени доставляла счастливому владельцу новенький велосипед. Обман есть? Обмана нет. Единственный минус заключался в том, что необходимо было всё-таки продать четыре билета, но ведь это легкий труд. Всего-то четыре маленьких билета, которые позволят своим покупателям также получить велосипед за 10 рублей (стоимость билета). Нужно-то всего лишь продать по пять билетов.
На первый взгляд никакого мошенничество здесь нет, но так называемая "лавина" не могла продолжаться сколь бы то долгое время.
Перельман приводит пример небольшого города, где каждый житель желает приобрести велосипед за 10 рублей.
Ниже представлена числовая пирамида, посредством которой мы подсчитаем убытки жителей города (а убытки жителей, есть доход организаторов):
1 - первый человек, приобревший первый билет за 10 рублей
4 - знакомые первопроходца, купившиеся на столь заманчивое предложение
20 - знакомые знакомых, привлеченные в пирамиду
100 - целый район собирает денежку на велосипеды
500 - зараза расползается по городу, одурманивая умы
2500 - полиция бессильна, мэр города приобрёл билетик
12500 - не велосипедах сидят все дети и мужчины, билеты начинают впаривать старикам
62500 - все жители города уже приобрели билет, брат первого велосипедиста был побит автомобильными лоббистами и умер
Итак, что мы видим. Последние, кто получил велосипед, это люди на седьмом уровне числовой пирамиды. Восьмой уровень и рад бы продать билеты, но некому. Весь губернский город купил билеты, в соседних городах история та же. Кто же выиграл? Организаторы, конечно. Если брать в расчёт идеальные условия (каждый приобревший билет за 10 рублей продал по пять билетов и отослал деньги фирме, сделать это успели все люди по седьмой уровень включительно). Но выходит так, что весь восьмой уровень отдал по десять рублей... просто так?
Фирма заработала на афере более полумиллиона рублей, организатор иммигрировал в Париж писать мемуары и сатирические рассказы, одураченые люди пошли строить коммунизм/социализм в отдельно всятой стране. Лавина вкладов (в данном случае вкладом является покупка билета за 10 рублей) захлебнулась. Сам Перельман даёт вкладчикам следующую оценку "Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов."
На первый взгляд велосипедная контора не похожа на пафосную Компанию Южных Морей (с), но суть одна и та же. Красивая легенда, рекламная компания и неспособность выполнить свои обязательства вызванная превалированием объема обязательств над новыми вкладами.
Третьим и последним примером в данной главе будет пирамида, созданная Бернардом Мейдоффом. Этот человек впервые дал понять, что под красивым и рабочим фасадом может прятаться тихий пиздец. Дядя Берни (так мы будем его называть) был человеком знаковым, одним из создателей биржи Насдак, владельцем крупного, авторитетного и надёжного инвестиционного фонда MIS (Madoff Investments Securities), приносящего своим инвесторам прибыль в 12-13% годовых. Штаб-квартира организации располагалась в фешенебельном небоскребе. Но под покровом темноты фасадом надежности и авторитетности скрывалась самая обычная финансовая пирамида. Берни брал деньги новых инвесторов и выплачивал их старым, попутно пополняя свой карман. И вы думаете, что он был кем-то спален? Нет, ежеквартальные аудиторские проверки его компании не вызывали никаких сомнений в честности и порядочности, а проценты платились исправно в течении более чем сорока лет!
Разоблачение произошло случайно. По легенде, Берни рассказал про свою настоящую деятельность своим деткам, которые сразу накалякали куда нужно.
Вскоре Берни арестовали, счета заморозили и выяснилось (внезапно!), что никакой деятельности по инвестированию средств его фонд не проводил в течении уже двадцати лет. Но это всего-лишь легенда, на самом деле кризис 2008 года вынудил ряд крупных инвесторов отозвать порядка 6-8 миллиардов долларов из фонда Берни, коих, естественно, в загашниках компании не было и быть не могло. Берни арестовали, осудили на 150 лет, его компанию попили. По данным ФБР он умудрился проебать порядка 50 миллиардов долларов США. За двадцать лет до банкротства компания перестала заниматься какой-либо реальной деятельностью, но вскрылось это только в результате кризиса.
Третий пример наглядно доказывает нам, что грамотная организация работы с клиентами + умеренная обещанная доходность позволяют предприятию держаться на плаву достаточно долгое время, что успешно показывают на своем примере современные долгосрочный хайпы. Кроме этого зарубите на своём носу ещё одну простую истину: финансовая пирамида может быть скрыта под тоннами авторитета и годами безупречной работы, и, самое главное, пирамида может образовываться на базе уже существующего финансового предприятия, что позволяет использовать громкой имя и некие гарантии для недопущения оттока капитала (вкладов).
Семидесятилетнее правление Советов в России не способствовало развитию и появлению финансовых пирамид, это факт. Но сразу же после развала Советского Союза в уже независимой России одна за другой стали появляться организации, обещающие непуганным гражданам те или иные блага, "халяву".
Такие предприятия как "Русский дом Селенга", "Хопёр Инвест", "Властелина", "Чара Банк" привлекли невиданный доселе в России частный капитал, но все их деяния меркнут и бледнеют перед посредственной гениальностью МММ. Про МММ мы и поговорим в этой главе.
В перестроечные времена Сергей Мавроди, его брат Вячеслав и Ольга Мельникова основали компанию, дав ей название по первым буквам своих фамилий. Изначально МММ занималась таким полезным делом как импорт офисной техники (компьютеры, принтеры, факсы, etc) в тогда ещё СССР.
Уже после развала СССР реорганизованный в АООТ (акционерное общество открытого типа) кооператив МММ произвёл первую эмиссию ценных бумаг (акции). Сергей Мавроди впервые озвучил лозунг "завтра всегда дороже, чем сегодня" (если где ошибаюсь - поправьте). Подобная формулировка позволила распродать акции компании с огромной скоростью, что вызвало жгучее желание делать "ещё и ещё". Но кровавый Минфин запретил проводить дополнительную эмиссию, и если бы не Маврод, то всё бы было хорошо.
Но жук Мавроди воспользовался общей "дырявостью" законов того времени, произведя дополнительную эмиссию акций другого предприятия, возложив "ответственность" за их обеспечение на МММ. Но и эти акции были распроданы практически моментально.
И тогда наш герой придумал "Билеты МММ". Билеты не являлись ценными бумагами как таковыми, но печатались на тех же заводах, где и рубли. Собственно это и(правовой статус) позволило свободное хождение билетов по рукам, вскоре их принимали в качестве оплаты за товар в магазинах и на рынках, обменивали на валюту.
Билеты невозможно было "купить" или "продать". Все операции были завязаны сугубо на ГК РФ, билеты приобретались как сувенир в обмен на добровольное пожертвование в адрес Сергея Мавроди лично, при погашении (сдаче) в адрес предъявителя совершалось добровольное пожертвование от Сергея Мавроди. Все эти действия, вкупе с широкомасштабной рекламной компаний, непуганностью инвесторов и привлекательными условиями (рост стоимости билета ~100% ежемесячно) позволило создать крупнейшую финансовую пирамиду в современной России.
За неполных полгода ажиотаж на билеты достиг высшей точки, стоимость билетов МММ увеличилась в 127 раз по отношению к дате первого выпуска (эмиссии). Головной офис МММ в Москве не справлялся с работой, деньги считать не представлялось возможным (знаменитые комнаты денег). По непроверенной информации только головной офис собирал порядка 50.000.000$ ежедневно.
Естественно, что такие события не могли остаться незамеченными, властям понадобилось достаточное долгое время для борьбы с МММ. Мавроди некоторое время умело запугивал правительство, но в итоге был арестован, головной офис компании взят штурмом, документация, деньги были вывезены. Среди вкладчиков началась паника, компания в скором времени обанкротилась. Маврод некоторое время пытался избежать какой-то ответственности, но не получилось.
Проанализируя вышеописанную историю хочу подвести несколько итоговых выводов (практически факты):
Ужесточение законов и анальные кары организаторов стали главной причиной переезда пирамидок в интернет. Нет, из реального мира пирамиды никуда не делись. Некоторые умудряются существовать достаточно длительное время, но все ведут к краху и преследованию организаторов. Реальные пирамиды выродились в товарные компании, работающие по МЛМ-схемам. Многоуровневый маркетинг существовал и раньше, но именно после законодательных запретов пирамид этот метод работы стал набирать популярность. Подробнее о финансовых пирамидах, замаскированных под товарные компании чуть попозже.
Так вот, с начала двухтысячных в интернете стали появляться первые финансовые пирамиды, эти организации получили обобщённое название HYIP ( high yield invesment programm, в рунете - хайп). Красивые сайты предлагали невероятно прибыльные вклады (без подписания договора депозита, естественно), организаторы обешали доходность до 70% в месяц. И непуганный народ шёл и отдавал деньги.
Удивительно то, что поначалу подобные проекты работали достаточно долгое время. Так называемых "скамов" практически не происходило, изначально ориентированные на лохов проекты работали пару дней, после чего сворачивались. Финансовый кризис появлиял на их рост благотворно, что в итоге привело к деградации отрасли. Огромное количество малообразованных и абсолютно несведущих в этом занятии людей стали создавать проект за проектом, используя программные решения, находящиеся в свободном доступе.
Вообще классические хайпы дело очень ответственное, грамотная проработка маркетингового плана, обоснование доходности, привлечение пользователей (инвесторов) - всё это требует разумного подхода. Описывать классические хайпы скучно, очень редко в них появляются новые идеи, всё больше содранных под копирку шаблонов. Немного больше про хайпы и их аудиторию я расскажу в главе "Современное состояние индустрии", сейчас же речь пойдет о не совсем стандартных пирамидах.
Семь кошельков. Представляет собой скорее игру, а не инвестиционный проект, сохраняя при этом все признаки финансовой пирамиды. Сложно сказать, когда появилась, но имела определённый успех. Работало это так: потенциальный участник получает список из семи кошельков популярной ЭПС (QIWI, WebMoney, Яндекс.Деньги и другие) на каждый из которых переводит по десять рублей. После чего он удаляет первый кошелек и вписывает свой в самый низ списка и отправляет уже новый список пяти людям, которые должны выполнить те же действия. Организаторы обещали доходность порядка 14000 рублей на каждый потраченый рубль, что было невозможно ввиду просто неебового роста структуры: количество участников быстро превышало доступный объем пользователей той или иной платежной системы. Существовал лайфхак, позволяющий заменить все семь кошельков лично своими, что позволило бы собрать определенные сливки.
Финансовые пирамиды, замаскированные под игры - любимый способ развлечения весёлых школьников и других лиц не особо отягощённых интеллектом. Первым достойным представителем стала Ферма Соседи, а за ней последовали клоны, тысячи (буквально!) сайтов, выполненных при помощи бесплатного движка. Игра предлагает вложить определённое количество денег в покупку мандарин/пингвинов/мумий, после чего можно получать всё больше и больше денег. Низкая скорость роста накоплений + частый слив "заработанных" монеток на приобретение новых плодовых и прочих яйценосителей позволяют таким проектам жить годами. Стоит заметить, что самые хитрые администраторы ввели ограничение на вывод средств до тех пор, пока человек не приобретёт хоть что-то. Очень часто для вывода необходима вторая валюта, приобретаемая только путем зазывания новых пользователей в игру. Объем приобретаемой валюты-вывода зависит от количества средств, вложенных свежеприобретённым неофитом садово-огородных дел. Уныло, ловить здесь уже давно нечего, рынок пресыщен шлаком.
В своё время были популярны финансовые пирамиды NewPro и MoneyTrain. Это тоже были своеобразные игры, где вкладчику необходимо было приобрести "ключ" и привести трёх человек, которые приобрели такой же "ключик". Стоимость ключа бегала на разных проектах от 50 (ну бля, пацаны, отстегните админу на пивасик) до 2500 рублей (серьёзная заявка на Порше). Пирамиды феерично продемонстрировали нам тупость обывателей: для получения максимального приза (30.000.000 рублей) в пирамиде NewPro необходимо было построить структуру объемом в тринадцать триллионов человек, серьёзно). Для построения полной структуры и получения максимально приза в MoneyTrain необходимо было набрать ~шестьсот миллионов людей, стоит ли говорить, что за такую простую работку вам заплатили бы порядка 140 тысяч евро. Главной оплошностью NewTrain было то, что ключи можно было формировать (генерировать) даже не оплачивая стартовый взнос. Это быстро поставило крест на пирамиде, после чего её разработчики разродились клиент-серверным приложением для ОС Windows, которое не позволяло доморощенным хакерам отбирать у админов пиво. На данный момент пирамиды такого рода выродились в разнообразные матрицы, что не может не радовать. Всё ещё можно работать и даже что-то зарабатывать.
Очень большой популярностью пользовались так называемые QIWI-умножители. Принцип прост: создаёте ваучер (qiwi-яйцо), организуете вклад. Через сутки получаете ваучер номиналом в тело вклада + 50%. В правилах часто писали: Понци, работаем пока вклады есть. Рассматривалась лашками как игра, многие "выиграв" 700 рублей несли сразу после этого тысяч по пять-восемь. 'Nuff said.
Более серьёзные конторы (те, которые не довольствуются оборотом в пять миллионов деревянных) ныне представляются нам товарными компаниями, продающими невообразимой важности товар (часто существующий лишь на бумаге/либо это ПО/курсы личностного роста) по МЛМ-схеме. Они представляют собой концентрат ненависти к человеческому роду, единожды попав в цепкие лапы интернет-сетевиков, люди уже никогда не могут вернуться к прежней жизни. Их клиентов не учат крахи компаний, аргументы никогда не попадают в цель. Эти компании смогли зомбировать миллионы людей, превратив их в унылое и тупое стадо. Ладно, отвлечемся от этих рассуждений, нам на этих товарищах ещё денежки зарабатывать (никогда не стесняйтесь обобрать сетевика до нитки, загоните его в кредит и долги, так ему и нужно).
Люди боятся финансовых пирамид, особенно русские люди. Но жажда наживы никуда не пропала, а возможность заработать миллионы "пассивного" дохода лёжа на диване особенно прельщает слабые умы. И тут появлятся "Суперфирма". Она предлагает заработок в обмен на... приобретение курсов разговорного английского, золотых слитков, выдачу собственных средств в кредит другим терпилам, волшебный хостинг с рассылкой e-mailов, да что угодно! Вам нужно всего-лишь приобрести товар, привести N-количество других покупателей и... ожидать пока с неба упадут долларовые мешки. Покупатель обзывается обычно "партнером" или "спонсором", его нехитрая хозяйственная деятельность по впариванию хуйни - "бизнесом". Для такой компании обязательно много красивой атрибутики, выступление директоров (их жопа практически ничем не рискует) с презентациями о красивой жизни, регистрация, офисы, ссылки на сайты-партнеры... Погодите-ка, где это мы видели?
Главное преимущество товарной пирамиды над финансовой - относительная независимость от количества свежепривлечённых "партнёров". Она не рухнет под грузом обязательств, всего-лишь замедлит свой экономический рост. Партнёры получают вознаграждение в основном за счёт роста сети, что не создаёт лишнего оттока средств из бюджета "Суперфирмы".
Итак, я приведу три примера подобных организаций.
InWeb24 - знатная компания, с самого своего основания трещавшая от огромного количества недоразумений. Огромное количество типичной лексики, изображения "бахатой жизни" и постоянные семинары с директорами-основателями. Изначально предлагала услуги хостинг-провайдера + всякую разнообразную муть вроде языковых курсов. Для перехода в ранг "партнёров" лоху предлагалось оплатить сперва 400$, чуть позже - 600$. За эту сумму он приобретал ряд видеокурсов (чья стоимость стремится к нулю, я полагаю) и оплачивал месяц хостинга... Забавно то, что ежемесячно каждый партнёр обязан выплачивать компании порядка 60$ за её услуги (фиксится присоединением ещё минимум четырёх партнёров, после чего денежка не списывается).
На данный момент у компании порядка 40.000 "партнёров", и это далеко не предел. Больше рассказывать о ней не имеет смысла, унылая контора, которая ещё раз доказывает, что бабки стрясти можно всегда и под каким угодно предлогом.
EmGoldex - вы не поверите, но они торгуют золотом. Хитрая схема, знакомая нам ещё по фирме "Властелина" - скинься немного, приведи друзей, получи деньги. Опять таки репутация компании трещит по швам, при попытке указать не нестыковки в деятельности компании адепты ведут себя как истинные свиборги, а мы получаем лулзы. Вы готовы приобрести слиток золота у сетевой компании при том условии, что вы его никогда не увидите и не сможете потрогать? Аргументы участников (злостные лохи, вкинувшие по минимуму порядка 140 евро, а в среднем ~1000 евро каждый) на тему получения своего добра разбиваются о вечное: "Мы были в хранилище у немцев, всё в поряде, работаем". Напоминает вопли украинцев про мифические летучие соединения и танковые дивизии ВС РФ на востоке страны. Компания прикрывается официальными лицами, регистрациями в Дубае/ФРГ и прочими саммитами. Забавно, но >95% от покупателей золота у арабов это жители СНГ.
Webtransfer-Finance - моя любимая контора. Финансовая пирамида с МЛМ-схемами, замаскированная под сервис взаимного кредитования. Начиналось всё вроде хорошо, как платёжная система. После чего компания переквалифицировалась в систему p2p-кредитования (это когда от человека к человека минуя банки и прочие кредитные учреждения). И даже получила лицензию Минфина РФ. После чего представила уникальный продукт - Билет МММ "Кредитный сертификат" и "Гарантийный фонд". Министерство финансов втихую охуело, после чего лицензию отозвало. Но компания работать не перестала.
Сама затея выглядит так: один человек регистрируется в системе, размещает на своём балансе некоторую сумму и создаёт кредитное предложение. Другой человек регистрируется в системе, отправляет свои паспортные данные и (после одобрения) может взять кредит на сумму до 1000$ сроком до 30 дней. Кредитор может воспользоваться услугой "Гарантийного фонда", что гарантирует ему возврат средств (пусть и с минимальным процентом). Что касается процентов... от 0,1% до 3% в сутки, местные активисты считают, что давать кредит с процентной ставкой ниже 2% в сутки - плохо. Пусть горят в аду.
Ладно, вернемся к нашим баранам. Визуально вроде как всё хорошо - люди есть, кредиты (судя по статистике) ежедневно разбирают на 20.000.000 долларов. Но в данном сервисе есть одно "недоразумение". Для получения кредита с поручительством местного "Гарантийного фонда" необходимо иметь на балансе не менее 50 долларов. Т.е. кредит выдаётся только под ту сумму, которая в данный момент имеется на счете. На бирже проекта висит не одна тысяча неодобренных заявок без поручительства гаранта... А это говорит нам лишь о том, что деньги прокручиваются внутри компании. Кредитор выдаёт заём, система автоматически забирает его (из всех данных заемщика доступен лишь номер кредитного договора) и выдаёт сертификат. К моменту возврата кредита деньги снова появляются на счете кредитора и тот, убежденный в правильности своих поступков (не кинули, бабки на месте) начинает вкладывать все больше и больше собственных денег. Нужно упоминать, что деньги вкладываются реальные, а на экране монитора выводятся ничего не значащие цифры?... И да, основным способом вывода средств из системы является любимый лоховодами Payeer. Отзывы в СМИ актуальны на 2011 год, лицензию на ведение подобной деятельности у компании отобрали очень давно. А работа по МЛМ-схеме и рекламный ролик компании с пиздой без сисек во главе... Если смотреть непредвзято, это лучшая интернет-пирамида, работающая в России и созданная русским человеком. Но крайне неприятное место для разумного homo sapiens. Никнеймы "лидеров" заканиваются на "Профит", огромное количество МЛМ-ной лексики и много косяков по части сайта, но хомяки прут и кушают.
Не верьте, если говорят что в отрасли не осталось денег. Это наглая и глупая ложь, тащемта. В интернете (причем не только русскоязычном) сформировалась аудитория хайперов, считающих себя крутыми инвесторами. Эти люди прекрасно понимают чем занимаются и вкладывают деньги, но их стоит опасаться: если у вас нет гениального маркетингового плана (образно говоря механизм по которому вы будете деньги выплачивать) и вы создаёте не классический скам, то эти люди оставят вас с убытками.
Вообще сами хайпы это достаточно прибыльное занятие, сочетающее долю риска для самого организатора (не получится отбить вложенные средства). Я не говорю про тонны шлака и скама, заполонившего интернет. Грамотно построенный проект может проработать не один месяц и дать выхлоп в 15-20% от оборота, т. е. действительно хорошие деньги (порядка десяти-пятнадцати тысяч долларов собрать вполне реально).
Особняком стоят товарные пирамиды, их деятельность не ограничивается существующими законами, живут они очень долго и вырастают в хорошие компании, имеющие порой по несколько десятков тысяч участников. Учитывая конкуренцию стоит помнить, что сама идея и продукт должны быть как минимум очень свежими, т. е. не использовавшимися в последние несколько лет.
Не теряют актуальность кассы взаимопомощи, совсем недавно начала свою работу МММ-2015, открыто называющая себя финансовой пирамидой. Люди блеют и несут свои денежки, на этом тоже можно навариться.
Первым делом вы должны понять, что создание хоть сколь бы ни было серьёзного проекта потребует серьёзных затрат. Собственно, ниже список того, что от вас потребуется:
Ещё одним важным ньюансом является наличие собственного программного решения (движок) для организации пирамиды. Можно раз за разом приобретать лицензию на некоторые популярные CMS, но лучшим вариантом является именно разработка своего собственного движка.
Обосновывается это достаточно просто: вы не знаете что спрятано разработчиками в коде. Очень часто сам код зашифрован и недоступен для анализа, так что у господ параноиков должна лопаться попка.
- Финансовая (инвестиционная) пирамида - псевдоинвестиционная организация, где основным (часто единственным) способом обеспечения доходности для инвесторов (вкладчиков) является растущая в геометрической прогрессии волна вкладов от новых участников (вкладчиков, инвесторов, лашков). Обычно организация не ведёт никакой инвестиционной деятельности, привлеченные посредством вкладов средства расходуются на выплаты дивидендов по более ранним обязательствам, рекламу организации и, собственно, в карман организатору. Под выше данное определение подпадает любая финансовая пирамида, вне зависимости от метода распределения средств в рамках структуры, наличия номинального товара (курсы, хостинг, златые слитки, интернет-телефония).
- МЛМ (многоуровневый маркетинг) - схема реализации продукции (в нашем случае это скорее можно назвать услугами), когда создаётся независимая сеть продавцов, имеющих право привлекать продавцов с аналогичными правами (реализация товара/услуги, привлечение продавцов). По сути представляет собой пирамидальную структуру (для существования которой необходим непрерывный приток участников), которую только конченые люди могут назвать бизнесом: каждый участник заинтересован в привлечении всё большего числа потенциальных участников, которые либо приобретут продукт компании (всех заебавшие Amway, Tupperware, Oriflame), либо некий "стартовый пакет" (InWeb24, TalkFusion). Лежит в основе большинства современных финансовых пирамид, ведущих деятельность в реальном мире (не интернете).
- Схема Понци (в некоторых источниках Понзи) - классическая схема, названная именем одного из самых ярких представителей пирамидостроения - Чарльза Понци. Обещая своим вкладчикам высокие дивиденды под предлогом спекуляции международными финансовыми инструментами, он не вёл никакой инвестиционной (да и любой другой) деятельности, занимаясь лишь привлечением новых вкладчиков, за счёт которых и проводились выплаты. Не является первопроходцем, но стал в своё время знаковой личностью, чем ныне и знаменит. Хотелось бы добавить, что мистер Чарльз плохо кончил.
- Хайп (hyip) - высокорискованная инвестиционная программа. В интернете большинство финансовых пирамид представленно именно хайпами. Подобные ресурсы предлагают вложить средства под высокий процент, прибыль формируется за счет постоянного привлечения новых вкладчиков, т. е. большинство хайпов работает по классической схеме (Понци). Но есть ряд оговорок. Хайпы оче часто начинают классифицировать по неким визуальным признакам (партизан, например), что не совсем верно. Можно выделить три основных типа хайпов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. И если первых два типа явно являются финансовыми пирамидами, то долгосрочные хайпы иногда (такое бывает) действительно организуют ту или иную инвестиционную деятельность.
- Скам (scam) - в переводе с английского - обман. Это слово часто используют русские лашки, обзывая скамом тот или иной проект, прекративший выплаты и прокинувший их через хуй в двадцатый раз, но это не совсем верно. В своем первоначальном значении скам - инвестиционный проект, создававшийся с целью стрясти денег на пиво попить/выходные побарагозить и не предусматривающий выплат как таковых (лашкам об этом обычно не говорится). Т. е. если классический хайп (финансовая пирамида) производит какие-то выплаты, то скам организуется с целью сразу пробросить через хуй доверчивых вкладчиков. Не иначе. В то же время сейчас это слово используют для обозначения прогоревшей, закрывшейся финансовой пирамиды. В рамках данной статьи я буду использовать его в значении "закрывшийся проект, пробросивший пару десятков/сотен/тысяч вкладчиков".
- Вкладчик (участник, партнёр, инвестор) - в глазах организатора фин. пирамиды это такой лашок, которого стоит доить до тех пор, пока деньги есть. Время от времени лашки объединяются в команды (либо становятся рефоводами, занимаясь приглашением толп людей в тот или иной проект, не вкладывая ни копейки своих денег, а получая какой-то процент от вкладов своих рефералов... sort of win) и доят самых организаторов.
Первые финансовые пирамиды появились вместе с появлением первых акционерных сообществ, т. е. вскоре после колонизации Нового Света.
Миссисипская компания и Компания Южных Морей появились в начале восемнадцатого века, обе эксплуатировали среди инвесторов легенду про извлечение сверхприбылей из торговых операций/эксплуатирования природных богатств Нового Света (Америка). Обе компании использовали передовые СМИ (на тот момент это были газеты) для положительного освещения своей деятельности, биржевая оценка акций обоих компаний в разы превышала их действительную стоимость и, самое главное, ни одна компания изначально не могла достичь заявленной доходности.
Просуществовав недолгое время эти организации привлекли огромные по тем временам суммы, оставив ни с чем невиданное по тем временам количество людей.
Это были первые финансовые пирамиды. Да, подобные мошеннические предприятия существовали и ранее, но именно эти имели тот размах и те черты, которые до сих пор свойственны большинству подобных организаций:
- эксплуатирование красивой легенды для обоснования сверхприбылей (лично я косо смотрю на любые обещания законно иметь >15% годовых в твердой валюте с учетом инфляции)
- рекламная компания с участием передовых способов передачи информации для формирования положительного облика организации
- привлечение большого числа вкладчиков, что стимулировало накопление капитала (которой в будущем использовался для привлечения новых и новых вкладчиков) и создавало ажиотаж на ценные бумаги предприятий (формирование излишней переоценённости продукта компании)
- отсутствие реальной деятельности, либо несоответствие проводимых компаний мероприятий заявленной деятельности
- неспособность в определённый момент времени (связанная с конкретным таким доминированием портфеля обязательств над притоком свежих денег от новых вкладчиков) исполнить свои обязательства перед инвесторами, что выливается (при первом "удобном" случае) в сброс вкладчиками ценных бумаг предприятия, обесценивание ценных бумаг вызванное массовой "сдачей" и паникой инвесторов (часто бумаги обесценивались ниже номинала в десятки раз), банкротство, посыл найух инвесторов, и, обычно, безбедная жизнь организатора компании. Он ведь ничего не потерял.
Выше был описан классический метод организации финансовой пирамиды, когда приток вкладов формируется за счет продажи ценных бумаг (реальная стоимость которым ничем, как правило, не обеспечена). Но он не является единственным. За примером обратимся к Царкой Роиссе, где математиком Я. Перельманом был описан случай, названный "лавиной дешевых велосипедов", ставший прообразом таких относительно современных финансовых пирамид как "MoneyTrain"/"NewPro".
В одной провинциальной газете было размещено следующее объявление: "Велосипед за 10 рублей! Каждый может приобрести в собственность велосипед, затратив только 10 рублей. Пользуйтесь редким случаем. ВMECTO 50 РУБЛЕЙ — 10 РУБ." (Ничего не напоминает?).
Условия "акции" были примерно таковы, что за 10 рублей высылался не велосипед, а четыре билета, которых необходимо было продать своим знакомым за 10 рублей каждый. После чего собранные 40 рубликов необходимо было отправить фирме, которая в скором времени доставляла счастливому владельцу новенький велосипед. Обман есть? Обмана нет. Единственный минус заключался в том, что необходимо было всё-таки продать четыре билета, но ведь это легкий труд. Всего-то четыре маленьких билета, которые позволят своим покупателям также получить велосипед за 10 рублей (стоимость билета). Нужно-то всего лишь продать по пять билетов.
На первый взгляд никакого мошенничество здесь нет, но так называемая "лавина" не могла продолжаться сколь бы то долгое время.
Перельман приводит пример небольшого города, где каждый житель желает приобрести велосипед за 10 рублей.
Ниже представлена числовая пирамида, посредством которой мы подсчитаем убытки жителей города (а убытки жителей, есть доход организаторов):
1 - первый человек, приобревший первый билет за 10 рублей
4 - знакомые первопроходца, купившиеся на столь заманчивое предложение
20 - знакомые знакомых, привлеченные в пирамиду
100 - целый район собирает денежку на велосипеды
500 - зараза расползается по городу, одурманивая умы
2500 - полиция бессильна, мэр города приобрёл билетик
12500 - не велосипедах сидят все дети и мужчины, билеты начинают впаривать старикам
62500 - все жители города уже приобрели билет, брат первого велосипедиста был побит автомобильными лоббистами и умер
Итак, что мы видим. Последние, кто получил велосипед, это люди на седьмом уровне числовой пирамиды. Восьмой уровень и рад бы продать билеты, но некому. Весь губернский город купил билеты, в соседних городах история та же. Кто же выиграл? Организаторы, конечно. Если брать в расчёт идеальные условия (каждый приобревший билет за 10 рублей продал по пять билетов и отослал деньги фирме, сделать это успели все люди по седьмой уровень включительно). Но выходит так, что весь восьмой уровень отдал по десять рублей... просто так?
Фирма заработала на афере более полумиллиона рублей, организатор иммигрировал в Париж писать мемуары и сатирические рассказы, одураченые люди пошли строить коммунизм/социализм в отдельно всятой стране. Лавина вкладов (в данном случае вкладом является покупка билета за 10 рублей) захлебнулась. Сам Перельман даёт вкладчикам следующую оценку "Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов."
На первый взгляд велосипедная контора не похожа на пафосную Компанию Южных Морей (с), но суть одна и та же. Красивая легенда, рекламная компания и неспособность выполнить свои обязательства вызванная превалированием объема обязательств над новыми вкладами.
Третьим и последним примером в данной главе будет пирамида, созданная Бернардом Мейдоффом. Этот человек впервые дал понять, что под красивым и рабочим фасадом может прятаться тихий пиздец. Дядя Берни (так мы будем его называть) был человеком знаковым, одним из создателей биржи Насдак, владельцем крупного, авторитетного и надёжного инвестиционного фонда MIS (Madoff Investments Securities), приносящего своим инвесторам прибыль в 12-13% годовых. Штаб-квартира организации располагалась в фешенебельном небоскребе. Но под покровом темноты фасадом надежности и авторитетности скрывалась самая обычная финансовая пирамида. Берни брал деньги новых инвесторов и выплачивал их старым, попутно пополняя свой карман. И вы думаете, что он был кем-то спален? Нет, ежеквартальные аудиторские проверки его компании не вызывали никаких сомнений в честности и порядочности, а проценты платились исправно в течении более чем сорока лет!
Разоблачение произошло случайно. По легенде, Берни рассказал про свою настоящую деятельность своим деткам, которые сразу накалякали куда нужно.
Вскоре Берни арестовали, счета заморозили и выяснилось (внезапно!), что никакой деятельности по инвестированию средств его фонд не проводил в течении уже двадцати лет. Но это всего-лишь легенда, на самом деле кризис 2008 года вынудил ряд крупных инвесторов отозвать порядка 6-8 миллиардов долларов из фонда Берни, коих, естественно, в загашниках компании не было и быть не могло. Берни арестовали, осудили на 150 лет, его компанию попили. По данным ФБР он умудрился проебать порядка 50 миллиардов долларов США. За двадцать лет до банкротства компания перестала заниматься какой-либо реальной деятельностью, но вскрылось это только в результате кризиса.
Третий пример наглядно доказывает нам, что грамотная организация работы с клиентами + умеренная обещанная доходность позволяют предприятию держаться на плаву достаточно долгое время, что успешно показывают на своем примере современные долгосрочный хайпы. Кроме этого зарубите на своём носу ещё одну простую истину: финансовая пирамида может быть скрыта под тоннами авторитета и годами безупречной работы, и, самое главное, пирамида может образовываться на базе уже существующего финансового предприятия, что позволяет использовать громкой имя и некие гарантии для недопущения оттока капитала (вкладов).
Семидесятилетнее правление Советов в России не способствовало развитию и появлению финансовых пирамид, это факт. Но сразу же после развала Советского Союза в уже независимой России одна за другой стали появляться организации, обещающие непуганным гражданам те или иные блага, "халяву".
Такие предприятия как "Русский дом Селенга", "Хопёр Инвест", "Властелина", "Чара Банк" привлекли невиданный доселе в России частный капитал, но все их деяния меркнут и бледнеют перед посредственной гениальностью МММ. Про МММ мы и поговорим в этой главе.
В перестроечные времена Сергей Мавроди, его брат Вячеслав и Ольга Мельникова основали компанию, дав ей название по первым буквам своих фамилий. Изначально МММ занималась таким полезным делом как импорт офисной техники (компьютеры, принтеры, факсы, etc) в тогда ещё СССР.
Уже после развала СССР реорганизованный в АООТ (акционерное общество открытого типа) кооператив МММ произвёл первую эмиссию ценных бумаг (акции). Сергей Мавроди впервые озвучил лозунг "завтра всегда дороже, чем сегодня" (если где ошибаюсь - поправьте). Подобная формулировка позволила распродать акции компании с огромной скоростью, что вызвало жгучее желание делать "ещё и ещё". Но кровавый Минфин запретил проводить дополнительную эмиссию, и если бы не Маврод, то всё бы было хорошо.
Но жук Мавроди воспользовался общей "дырявостью" законов того времени, произведя дополнительную эмиссию акций другого предприятия, возложив "ответственность" за их обеспечение на МММ. Но и эти акции были распроданы практически моментально.
И тогда наш герой придумал "Билеты МММ". Билеты не являлись ценными бумагами как таковыми, но печатались на тех же заводах, где и рубли. Собственно это и(правовой статус) позволило свободное хождение билетов по рукам, вскоре их принимали в качестве оплаты за товар в магазинах и на рынках, обменивали на валюту.
Билеты невозможно было "купить" или "продать". Все операции были завязаны сугубо на ГК РФ, билеты приобретались как сувенир в обмен на добровольное пожертвование в адрес Сергея Мавроди лично, при погашении (сдаче) в адрес предъявителя совершалось добровольное пожертвование от Сергея Мавроди. Все эти действия, вкупе с широкомасштабной рекламной компаний, непуганностью инвесторов и привлекательными условиями (рост стоимости билета ~100% ежемесячно) позволило создать крупнейшую финансовую пирамиду в современной России.
За неполных полгода ажиотаж на билеты достиг высшей точки, стоимость билетов МММ увеличилась в 127 раз по отношению к дате первого выпуска (эмиссии). Головной офис МММ в Москве не справлялся с работой, деньги считать не представлялось возможным (знаменитые комнаты денег). По непроверенной информации только головной офис собирал порядка 50.000.000$ ежедневно.
Естественно, что такие события не могли остаться незамеченными, властям понадобилось достаточное долгое время для борьбы с МММ. Мавроди некоторое время умело запугивал правительство, но в итоге был арестован, головной офис компании взят штурмом, документация, деньги были вывезены. Среди вкладчиков началась паника, компания в скором времени обанкротилась. Маврод некоторое время пытался избежать какой-то ответственности, но не получилось.
Проанализируя вышеописанную историю хочу подвести несколько итоговых выводов (практически факты):
- в России деятельность классической финансовой пирамиды (в реальном мире, а не интернете) слабо оправдана, регулятор (государство и связанные с финансами государственные органы) на законодательном уровне пресекли практически все возможности для построения собственной пирамиды, но это не самое страшное. Для большинства русских людей МММ стала своеобразным живительным пиздюлем, заставившем заработать головной мозг.
- использование любых не гарантированных местными (глобальными) регуляторами псевдоценных бумаг (чуть дальше мы поговорим о "замечательной" компании Webtransfer) является прямым намеком на финансовую пирамиду. И абсолютно неважно, что это будет за малява - купюра от "банка приколов", либо Страховой Сертификат Гильдии Лашководов города Усть-Пиздюйск. Тем не менее помните, что использование подобных "бумаг" позволяет оче красиво выкрутиться из некоторых ситуаций (как липовое представление гарантированности оказываемых услуг, например).
- широкомасштабный пиар собственный персоны в качестве символа свежесозданной пирамиды зачастую оканчивается нарами и гнилыми зубами
Ужесточение законов и анальные кары организаторов стали главной причиной переезда пирамидок в интернет. Нет, из реального мира пирамиды никуда не делись. Некоторые умудряются существовать достаточно длительное время, но все ведут к краху и преследованию организаторов. Реальные пирамиды выродились в товарные компании, работающие по МЛМ-схемам. Многоуровневый маркетинг существовал и раньше, но именно после законодательных запретов пирамид этот метод работы стал набирать популярность. Подробнее о финансовых пирамидах, замаскированных под товарные компании чуть попозже.
Так вот, с начала двухтысячных в интернете стали появляться первые финансовые пирамиды, эти организации получили обобщённое название HYIP ( high yield invesment programm, в рунете - хайп). Красивые сайты предлагали невероятно прибыльные вклады (без подписания договора депозита, естественно), организаторы обешали доходность до 70% в месяц. И непуганный народ шёл и отдавал деньги.
Удивительно то, что поначалу подобные проекты работали достаточно долгое время. Так называемых "скамов" практически не происходило, изначально ориентированные на лохов проекты работали пару дней, после чего сворачивались. Финансовый кризис появлиял на их рост благотворно, что в итоге привело к деградации отрасли. Огромное количество малообразованных и абсолютно несведущих в этом занятии людей стали создавать проект за проектом, используя программные решения, находящиеся в свободном доступе.
Вообще классические хайпы дело очень ответственное, грамотная проработка маркетингового плана, обоснование доходности, привлечение пользователей (инвесторов) - всё это требует разумного подхода. Описывать классические хайпы скучно, очень редко в них появляются новые идеи, всё больше содранных под копирку шаблонов. Немного больше про хайпы и их аудиторию я расскажу в главе "Современное состояние индустрии", сейчас же речь пойдет о не совсем стандартных пирамидах.
Семь кошельков. Представляет собой скорее игру, а не инвестиционный проект, сохраняя при этом все признаки финансовой пирамиды. Сложно сказать, когда появилась, но имела определённый успех. Работало это так: потенциальный участник получает список из семи кошельков популярной ЭПС (QIWI, WebMoney, Яндекс.Деньги и другие) на каждый из которых переводит по десять рублей. После чего он удаляет первый кошелек и вписывает свой в самый низ списка и отправляет уже новый список пяти людям, которые должны выполнить те же действия. Организаторы обещали доходность порядка 14000 рублей на каждый потраченый рубль, что было невозможно ввиду просто неебового роста структуры: количество участников быстро превышало доступный объем пользователей той или иной платежной системы. Существовал лайфхак, позволяющий заменить все семь кошельков лично своими, что позволило бы собрать определенные сливки.
Финансовые пирамиды, замаскированные под игры - любимый способ развлечения весёлых школьников и других лиц не особо отягощённых интеллектом. Первым достойным представителем стала Ферма Соседи, а за ней последовали клоны, тысячи (буквально!) сайтов, выполненных при помощи бесплатного движка. Игра предлагает вложить определённое количество денег в покупку мандарин/пингвинов/мумий, после чего можно получать всё больше и больше денег. Низкая скорость роста накоплений + частый слив "заработанных" монеток на приобретение новых плодовых и прочих яйценосителей позволяют таким проектам жить годами. Стоит заметить, что самые хитрые администраторы ввели ограничение на вывод средств до тех пор, пока человек не приобретёт хоть что-то. Очень часто для вывода необходима вторая валюта, приобретаемая только путем зазывания новых пользователей в игру. Объем приобретаемой валюты-вывода зависит от количества средств, вложенных свежеприобретённым неофитом садово-огородных дел. Уныло, ловить здесь уже давно нечего, рынок пресыщен шлаком.
В своё время были популярны финансовые пирамиды NewPro и MoneyTrain. Это тоже были своеобразные игры, где вкладчику необходимо было приобрести "ключ" и привести трёх человек, которые приобрели такой же "ключик". Стоимость ключа бегала на разных проектах от 50 (ну бля, пацаны, отстегните админу на пивасик) до 2500 рублей (серьёзная заявка на Порше). Пирамиды феерично продемонстрировали нам тупость обывателей: для получения максимального приза (30.000.000 рублей) в пирамиде NewPro необходимо было построить структуру объемом в тринадцать триллионов человек, серьёзно). Для построения полной структуры и получения максимально приза в MoneyTrain необходимо было набрать ~шестьсот миллионов людей, стоит ли говорить, что за такую простую работку вам заплатили бы порядка 140 тысяч евро. Главной оплошностью NewTrain было то, что ключи можно было формировать (генерировать) даже не оплачивая стартовый взнос. Это быстро поставило крест на пирамиде, после чего её разработчики разродились клиент-серверным приложением для ОС Windows, которое не позволяло доморощенным хакерам отбирать у админов пиво. На данный момент пирамиды такого рода выродились в разнообразные матрицы, что не может не радовать. Всё ещё можно работать и даже что-то зарабатывать.
Очень большой популярностью пользовались так называемые QIWI-умножители. Принцип прост: создаёте ваучер (qiwi-яйцо), организуете вклад. Через сутки получаете ваучер номиналом в тело вклада + 50%. В правилах часто писали: Понци, работаем пока вклады есть. Рассматривалась лашками как игра, многие "выиграв" 700 рублей несли сразу после этого тысяч по пять-восемь. 'Nuff said.
Более серьёзные конторы (те, которые не довольствуются оборотом в пять миллионов деревянных) ныне представляются нам товарными компаниями, продающими невообразимой важности товар (часто существующий лишь на бумаге/либо это ПО/курсы личностного роста) по МЛМ-схеме. Они представляют собой концентрат ненависти к человеческому роду, единожды попав в цепкие лапы интернет-сетевиков, люди уже никогда не могут вернуться к прежней жизни. Их клиентов не учат крахи компаний, аргументы никогда не попадают в цель. Эти компании смогли зомбировать миллионы людей, превратив их в унылое и тупое стадо. Ладно, отвлечемся от этих рассуждений, нам на этих товарищах ещё денежки зарабатывать (никогда не стесняйтесь обобрать сетевика до нитки, загоните его в кредит и долги, так ему и нужно).
Люди боятся финансовых пирамид, особенно русские люди. Но жажда наживы никуда не пропала, а возможность заработать миллионы "пассивного" дохода лёжа на диване особенно прельщает слабые умы. И тут появлятся "Суперфирма". Она предлагает заработок в обмен на... приобретение курсов разговорного английского, золотых слитков, выдачу собственных средств в кредит другим терпилам, волшебный хостинг с рассылкой e-mailов, да что угодно! Вам нужно всего-лишь приобрести товар, привести N-количество других покупателей и... ожидать пока с неба упадут долларовые мешки. Покупатель обзывается обычно "партнером" или "спонсором", его нехитрая хозяйственная деятельность по впариванию хуйни - "бизнесом". Для такой компании обязательно много красивой атрибутики, выступление директоров (их жопа практически ничем не рискует) с презентациями о красивой жизни, регистрация, офисы, ссылки на сайты-партнеры... Погодите-ка, где это мы видели?
- рекламная компания с участием передовых способов передачи информации для формирования положительного облика организации
Главное преимущество товарной пирамиды над финансовой - относительная независимость от количества свежепривлечённых "партнёров". Она не рухнет под грузом обязательств, всего-лишь замедлит свой экономический рост. Партнёры получают вознаграждение в основном за счёт роста сети, что не создаёт лишнего оттока средств из бюджета "Суперфирмы".
Итак, я приведу три примера подобных организаций.
InWeb24 - знатная компания, с самого своего основания трещавшая от огромного количества недоразумений. Огромное количество типичной лексики, изображения "бахатой жизни" и постоянные семинары с директорами-основателями. Изначально предлагала услуги хостинг-провайдера + всякую разнообразную муть вроде языковых курсов. Для перехода в ранг "партнёров" лоху предлагалось оплатить сперва 400$, чуть позже - 600$. За эту сумму он приобретал ряд видеокурсов (чья стоимость стремится к нулю, я полагаю) и оплачивал месяц хостинга... Забавно то, что ежемесячно каждый партнёр обязан выплачивать компании порядка 60$ за её услуги (фиксится присоединением ещё минимум четырёх партнёров, после чего денежка не списывается).
На данный момент у компании порядка 40.000 "партнёров", и это далеко не предел. Больше рассказывать о ней не имеет смысла, унылая контора, которая ещё раз доказывает, что бабки стрясти можно всегда и под каким угодно предлогом.
EmGoldex - вы не поверите, но они торгуют золотом. Хитрая схема, знакомая нам ещё по фирме "Властелина" - скинься немного, приведи друзей, получи деньги. Опять таки репутация компании трещит по швам, при попытке указать не нестыковки в деятельности компании адепты ведут себя как истинные свиборги, а мы получаем лулзы. Вы готовы приобрести слиток золота у сетевой компании при том условии, что вы его никогда не увидите и не сможете потрогать? Аргументы участников (злостные лохи, вкинувшие по минимуму порядка 140 евро, а в среднем ~1000 евро каждый) на тему получения своего добра разбиваются о вечное: "Мы были в хранилище у немцев, всё в поряде, работаем". Напоминает вопли украинцев про мифические летучие соединения и танковые дивизии ВС РФ на востоке страны. Компания прикрывается официальными лицами, регистрациями в Дубае/ФРГ и прочими саммитами. Забавно, но >95% от покупателей золота у арабов это жители СНГ.
Webtransfer-Finance - моя любимая контора. Финансовая пирамида с МЛМ-схемами, замаскированная под сервис взаимного кредитования. Начиналось всё вроде хорошо, как платёжная система. После чего компания переквалифицировалась в систему p2p-кредитования (это когда от человека к человека минуя банки и прочие кредитные учреждения). И даже получила лицензию Минфина РФ. После чего представила уникальный продукт - Билет МММ "Кредитный сертификат" и "Гарантийный фонд". Министерство финансов втихую охуело, после чего лицензию отозвало. Но компания работать не перестала.
Сама затея выглядит так: один человек регистрируется в системе, размещает на своём балансе некоторую сумму и создаёт кредитное предложение. Другой человек регистрируется в системе, отправляет свои паспортные данные и (после одобрения) может взять кредит на сумму до 1000$ сроком до 30 дней. Кредитор может воспользоваться услугой "Гарантийного фонда", что гарантирует ему возврат средств (пусть и с минимальным процентом). Что касается процентов... от 0,1% до 3% в сутки, местные активисты считают, что давать кредит с процентной ставкой ниже 2% в сутки - плохо. Пусть горят в аду.
Ладно, вернемся к нашим баранам. Визуально вроде как всё хорошо - люди есть, кредиты (судя по статистике) ежедневно разбирают на 20.000.000 долларов. Но в данном сервисе есть одно "недоразумение". Для получения кредита с поручительством местного "Гарантийного фонда" необходимо иметь на балансе не менее 50 долларов. Т.е. кредит выдаётся только под ту сумму, которая в данный момент имеется на счете. На бирже проекта висит не одна тысяча неодобренных заявок без поручительства гаранта... А это говорит нам лишь о том, что деньги прокручиваются внутри компании. Кредитор выдаёт заём, система автоматически забирает его (из всех данных заемщика доступен лишь номер кредитного договора) и выдаёт сертификат. К моменту возврата кредита деньги снова появляются на счете кредитора и тот, убежденный в правильности своих поступков (не кинули, бабки на месте) начинает вкладывать все больше и больше собственных денег. Нужно упоминать, что деньги вкладываются реальные, а на экране монитора выводятся ничего не значащие цифры?... И да, основным способом вывода средств из системы является любимый лоховодами Payeer. Отзывы в СМИ актуальны на 2011 год, лицензию на ведение подобной деятельности у компании отобрали очень давно. А работа по МЛМ-схеме и рекламный ролик компании с пиздой без сисек во главе... Если смотреть непредвзято, это лучшая интернет-пирамида, работающая в России и созданная русским человеком. Но крайне неприятное место для разумного homo sapiens. Никнеймы "лидеров" заканиваются на "Профит", огромное количество МЛМ-ной лексики и много косяков по части сайта, но хомяки прут и кушают.
Не верьте, если говорят что в отрасли не осталось денег. Это наглая и глупая ложь, тащемта. В интернете (причем не только русскоязычном) сформировалась аудитория хайперов, считающих себя крутыми инвесторами. Эти люди прекрасно понимают чем занимаются и вкладывают деньги, но их стоит опасаться: если у вас нет гениального маркетингового плана (образно говоря механизм по которому вы будете деньги выплачивать) и вы создаёте не классический скам, то эти люди оставят вас с убытками.
Вообще сами хайпы это достаточно прибыльное занятие, сочетающее долю риска для самого организатора (не получится отбить вложенные средства). Я не говорю про тонны шлака и скама, заполонившего интернет. Грамотно построенный проект может проработать не один месяц и дать выхлоп в 15-20% от оборота, т. е. действительно хорошие деньги (порядка десяти-пятнадцати тысяч долларов собрать вполне реально).
Особняком стоят товарные пирамиды, их деятельность не ограничивается существующими законами, живут они очень долго и вырастают в хорошие компании, имеющие порой по несколько десятков тысяч участников. Учитывая конкуренцию стоит помнить, что сама идея и продукт должны быть как минимум очень свежими, т. е. не использовавшимися в последние несколько лет.
Не теряют актуальность кассы взаимопомощи, совсем недавно начала свою работу МММ-2015, открыто называющая себя финансовой пирамидой. Люди блеют и несут свои денежки, на этом тоже можно навариться.
Первым делом вы должны понять, что создание хоть сколь бы ни было серьёзного проекта потребует серьёзных затрат. Собственно, ниже список того, что от вас потребуется:
- стартовый капитал (в зависимости от выбранной сферы деятельности вы должны быть готовы вложить от 2000$)
- хорошая идея (сюда можно включить как "легенду" для хайпа, так и любые пояснения касательно деятельности вашего "бизнеса")
- наличие удобного, современного веб-ресурса (если вы удивительных навыков программист/дизайнер, то тут вам будет несколько проще)
- наличие грамотно построенного маркетинг-плана (особенно это актуально для хайпов-среднесрочников)
- готовность посвящать проекту всё своё время
Ещё одним важным ньюансом является наличие собственного программного решения (движок) для организации пирамиды. Можно раз за разом приобретать лицензию на некоторые популярные CMS, но лучшим вариантом является именно разработка своего собственного движка.
Обосновывается это достаточно просто: вы не знаете что спрятано разработчиками в коде. Очень часто сам код зашифрован и недоступен для анализа, так что у господ параноиков должна лопаться попка.